Психотерапевт
Психолог • сексолог
Тверь, пр-кт Чайковского, д. 9

Как играть с детьми

Как играть с детьми
Дж. Батиста Торрилья. Время игры. 1897 г.

В своей практике часто сталкиваюсь с диаметрально противоположными способами коммуникации родителей с их детьми: одни с самого раннего детства приучают детей играть самостоятельно, уделяя им минимум внимания, другие жалуются, что ребенок шагу без них сделать не может, и каждый день такой мамы –сплошная игра «в куколки-машинки». Как же быть? Кто прав?

Отвечу: истина, как всегда где-то посередине. Для начала давайте разберемся, что такое детская игра, ведь если она существует, значит, она для чего-то нужна?

Игра - основная деятельность ребенка в период до 7-8 лет. Ее значение в том, что в процессе ребенок, подражая взрослому, интернализует правила поведения в обществе, а также обучается простейшим действиям и навыкам самообслуживания. Поэтому всегда должен быть положительный пример взрослого перед глазами. Кроме того, игра - прекрасный способ взаимодействия ребенка и родителя, при этом взрослый не только учит малыша, но и находится с ним «на одной волне», поддерживает прочный контакт, дает ощущение любви и защищенности, так необходимое всем в любом возрасте. Это чувство создает фундамент самооценки ребенка в будущем: чем больше он ощущает любовь к себе в детстве, тем больше будет сам себя ценить и уважать во взрослой жизни, а это необходимо для выстраивания оптимальной коммуникации с окружающими, что, в конечном счете, определяет успешность человека. Резюме: для ребенка необходимо участие родителя в игре: чем младше ребенок, тем больше участия он требует. Со временем малыш научается все меньше привлекать взрослых и становится более самостоятельным, поэтому при правильном вовлечении взрослого не придется бояться стать вечным компаньоном игр. Зато получив положительный опыт общения с родителем в раннем детстве, ребенок будет более открыт и откровенен с ним в более старшем возрасте. Закрепившиеся положительные эмоции от такого общения будут легко возобновляемы при спортивных играх или совместной деятельности: ребенок будет испытывать безграничное счастье, играя с папой в футбол или лепя с мамой пирожки, и это будет ваш «ключик» к нему в сложный подростковый период, который поможет избежать многих характерных для него сложностей.

Итак, как правильно играть с ребенком? Начнем с того, что участие взрослого должно быть абсолютно искренним: дети очень чувствительны и удовольствия от такого «самопожертвования» родителя они не получат. Больше того, первые несколько раз такого взаимодействия ребенок будет ощущать какой-то странный душевный дискомфорт, может даже скуку, но потом привыкнет к этому чувству и подсознательно будет использовать взрослого, полагая, что такой тип отношений и есть правильный. Поэтому не стоит перебарывать себя, а нужно организовать игру так, чтобы было интересно всем. Кроме того, у родителей всегда много хлопот, поэтому не стоит играть с ребенком «на ходу», лучше выделите меньше времени на игру с ним, но полностью включитесь в процесс. Это даст больше пользы, а остальное время ребенок сам сможет занять себя.

Теперь давайте разберем этапы развития совместной игры с ребенком раннего возраста:

  1. Занимаясь с ребенком с 6-8 месяцев, вы закладываете навыки самостоятельности следующим образом: сядьте рядом и некоторое время поиграйте с игрушкой, расскажите о ней, опишите ее интересные свойства, покажите, как ею манипулировать. Потом дайте игрушку ребенку, и пусть он сам займется ею. Минуты через 3-4 можно чуть отойти в сторону на несколько шагов так, чтобы быть в поле зрения ребенка, но заняться своим небольшим делом (помешать суп, позвонить по телефону, проверить почту), чтобы ребенок понимал, что родитель не его часть, он отдельная личность.
  2. С течением времени продолжаем увеличивать интервалы самостоятельных занятий ребенка. При этом усложняем игру. С 1,5 лет игра уже сюжетная (в магазин, в гонки, в дочки-матери) с простым сюжетом. Время игры удлиняется (30-40минут), но и время самостоятельной деятельности увеличивается. Очень важно не становиться заложником игры ребенка, проводить интересно с ним время, но давать понять, что у взрослых есть свои важные дела. Нужно объяснять ребенку это спокойно и только тогда, когда уже хотя бы частично удовлетворена его потребность в игре, иначе он просто обидится и ничего не поймет.
  3. Чем старше ребенок, тем игры становятся более сложными, сюжетными, подвижными. Ребенка с 6-7 лет уже можно привлекать к играм, интересным любому взрослому, таким как шашки, шахматы, нарды. С 4-5 лет используют карточные игры, они не только содержат сюжет, но и развивают мышление и логику. В этом возрасте взрослому уже нет необходимости целый день сидеть рядом со своими чадом, достаточно лишь 40-60 минут внимания, чтобы поддерживать необходимую связь и дать ребенку понять, что он нужен, любим и защищен.

Игра с ребенком в любом возрасте убирает границы субординации, раскрепощает, объединяет и делает счастливыми.

Любите детей, играйте с ними и они вырастут ласковыми, трудолюбивыми и достойными.

© Галимская Е.В. , 2017.

Запишитесь на консультацию прямо сейчас!

Оставьте свои контактные данные, и я свяжусь с вами

Записаться
Как проходит прием психолога, психотерапевта

Как проходит прием психолога, психотерапевта

Для людей, решивших обратиться за психологической помощью впервые, актуален вопрос: как проходит прием у психолога?

Панические атаки

Панические атаки

О панических атаках сегодня не говорит разве что ленивый. И, действительно, недуг этот встречается довольно часто в разной степени выраженности.

Чем отличаются психолог, психотерапевт и психиатр?

Чем отличаются психолог, психотерапевт и психиатр?

В развитых странах быть клиентом психолога или психотерапевта стало давно уже обычным делом для основной массы населения. Тогда как в нашем обществе все, что касается душевного здоровья и благополучия – очень щекотливая тема.

Напишите мне в соцсетях, позвоните или отправьте email, и мы найдем решение вашей проблемы
Тверь, пр-кт Чайковского, д. 9 Клиника ООО «Центромед»