Психоаналитический психотерапевт •
Клинический психолог • сексолог
Тверь, пр-кт Чайковского, д. 9

Отцы и дети: истоки взаимопонимания

Отцы и дети: истоки взаимопонимания
Корзухин А.И. Возвращение из города .1870.

Сейчас чуть ли не каждый первый, рассуждая о психологических проблемах, обращается к тому, что «они все из детства». Такое нередко происходит на приеме у психотерапевта: «У меня есть проблемы. Я знаю, что они из моего детства. Исправьте это».

Отмечу, что так широко экстраполированные слова одного известного психоаналитика изначально использовались в другом контексте и так однозначно понимаемы быть не могут, поскольку помимо детской истории у любого взрослого человека есть история всей следующей жизни, которая тоже вносит ощутимый вклад в формирование тех или иных психологических проблем. Но в целом, конечно, взаимоотношения с близкими людьми, а конкретно, родительскими фигурами в детстве оказывает существенное влияние на формирование установок ко всем последующим отношениям. Зная это, отмечая ошибки, которые могут происходить внутри детско-родительского взаимодействия, оценивая  негативные стороны  определенных типов взаимоотношений, можно исправить их уже в самом начале, не давая сформироваться психологическим искажениям восприятия, заниженной самооценке, установке на заведомо патологические отношения и проч. 

Такой подход не только поможет находить более конструктивные здоровые способы воспитания детей, но и посмотреть на свою собственную детскую историю с другой стороны, понять что-то про себя.  Без помощи специалиста-психолога  не каждый может разобраться со своими детскими чувствами, но, имея определенные знания, гораздо легче разбираться в вопросах воспитания уже своих детей.

В этой публикации рассмотрим патологические модели семейного воспитания:

- гиперопека. Характеризуется созданием для ребенка особых «тепличных» условий, в которых ребенку не приходится преодолевать какие-либо трудности. Все вокруг делают за него. В таком случае очень сильно ограничиваются возможности для развития ребенка не только в социальном, но даже в физическом плане иногда, ведь понимание родителей о возможностях ребенка исключительно их понимание, и зачастую не соответствует действительным возможностям ребенка. «Да что вы?  Он у нас такой слабенький/ не сможет это решить-решим за него/ не найдет себе работу-мы будем кормить…». В итоге у ребенка подавляется инициатива к какой-либо деятельности, он все время ждет, что за него кто-то что-то сделает, что приводит к категорически неуспешному социальному взаимодействию, начиная со школы и заканчивая неудавшейся карьерой.

- симбиоз представляет собой слияние родителей (чаще одного из них) с ребенком. Это похожий с предыдущим вариантом тип воспитания, при котором родитель полностью «растворяется» в ребенке, не только ограждая его от всех возможных препятствий и сложностей, но и отрицая себя как отдельную от ребенка личность, отказываясь от карьеры, своих интересов, желаний и стремлений. В результате выросший в такой атмосфере ребенок очень эгоистичен по отношению к окружающим, ожидает безусловной любви и поклонения от всех, что вряд ли возможно встретить в реальности.

- противоречивое воспитание  бывает, когда родители не имеют единой позиции в отношении ребенка: один считает, что нужно воспитывать так, а другой, что этак. Это приводит к противоречивым требованиям к ребенку, в результате чего он либо не понимает, как ему себя вести в конкретной ситуации, чьи требования выполнять, либо ведет себя манипулятивно и двулично в зависимости от того, какую выгоду может получить от кого из родителей. Стоит ли отмечать, что, уже начиная с детского коллектива,  у ребенка возникают проблемы в общении со сверстниками?

-воспитание по типу повышенной моральной ответственности  отражается в постоянном возложении на ребенка обязанностей и ответственности, которые не соответствуют уровню психологического развития ребенка. Это приводит к постоянному перенапряжению нервной системы, к которому добавляется заниженная самооценка, формирующаяся в результате постоянных укоров и осуждений со стороны родителей за то, что он такой «неидеальный». Во  взрослом возрасте это может проявляться тенденцией к постоянному самообвинению.

-авторитарная гиперсоциализация встречается в случаях, когда родители успешны и имеют высокий социальный статус. Пытаясь на основе этого путем авторитарных усилий развить у ребенка социальные навыки, не соответствующие его возрасту, такие родители часто переоценивают возможности своего ребенка и в пубертате сталкиваются с резким негативизмом и отрицанием подобной модели со стороны детей, которые категорически не хотят поддерживать такой стиль поведения.

- противоположная предыдущей модель – «маленький неудачник» - проявляется в приписывании родителями ребенку социальной несостоятельности из-за их уверенности в том, что он никогда не добьется успеха. Родители в этом случае испытывают чувство стыда за неуспешность своего ребенка, тут же передавая его ребенку: « Ну что ты у нас такой непутевый? Толку из тебя точно никакого не выйдет! Ничего-то ты нормально сделать не можешь!»

- еще одна модель неуспешности, но с «оправданием» - воспитание в культе болезни. Нередко эта модель передается из поколения в поколение, когда родители делают болезнь центром внимания всей семьи. Мнительность, страхи, фобии беспокоят нередко и самих родителей, которые  формируют у ребенка представление о нем как о слабом, неспособном и вынужденном всегда подчиняться обстоятельствам человеке, даже тогда, когда этих обстоятельств в реальности и нет. Такой ребенок, а впоследствии и взрослый,  склонен скорее отказаться от решения проблемы, чем предпринять что-то.

- гипоопека в наши дни может встречаться не только в семьях с низким социальным статусом, где родители в силу особых причин (алкоголизм, наркомания и тп.) практически не ухаживают за ребенком, за соблюдением им режима дня, питанием, опрятностью одежды, выполнением школьных заданий и тп., не говоря уже о теплом родительском общении с ребенком. Такой вариант может встречаться и в семьях с достаточно неплохим материальным положением, но родители постоянно на работе, а ребенок предоставлен сам себе, контакт с ним родители просто не поддерживают, нередко откупаясь, «чтобы не приставал». Опасностью здесь является возможный разрыв отношений с семьей, девиантное поведение подростков.

- неявным вариантом отказа от общения с ребенком родителей является эмоциональное отвержение, когда при формальном исполнении родительских функций по обеспечению жизнедеятельности ребенка они не включаются с ним  в эмоциональное взаимодействие. Чем раньше это происходит, тем серьезнее дефект психики ребенка, вплоть до задержки развития в самых крайних случаях. Чаще всего такая воспитательная модель приводит к формированию ненадежной привязанности, что в дальнейшем не дает этому уже выросшему ребенку построить гармоничные супружеские, дружеские или другие отношения.

Перечисленные мною возможные варианты семейного воспитания являются лишь наброском, очерчивающим  область возможных нарушений и психологических проблем, с которыми может человек столкнуться в результате использования родителями патологического стиля воспитания, и не является категоричным заявлением, что «если так, то будет так», поскольку на формирование личности оказывает влияние еще множество других факторов.  Однако, возможно, на какие-то свои вопросы читатель смог найти ответ в этой статье.

© Галимская Е.В. , 2020.

Запишитесь на консультацию прямо сейчас!

Оставьте свои контактные данные, и я свяжусь с вами

Записаться
Рекомендую почитать

Рекомендую почитать

Не единожды в своей практике я слышала запрос от клиентов на рекомендации им литературы. Причем цель многих из них была не только познавательная, люди искали способы самопознания для продолжения работы над своим личностным развитием, а также способы самоподдержки тогда, когда невозможно по определенным причинам продолжать терапию.

Как проходит прием психолога, психотерапевта

Как проходит прием психолога, психотерапевта

Для людей, решивших обратиться за психологической помощью впервые, актуален вопрос: как проходит прием у психолога?

Панические атаки

Панические атаки

О панических атаках сегодня не говорит разве что ленивый. И, действительно, недуг этот встречается довольно часто в разной степени выраженности.

Психоаналитический психотерапевт •
Клинический психолог • сексолог
Напишите мне в соцсетях, позвоните или отправьте email, и мы найдем решение вашей проблемы
Тверь, пр-кт Чайковского, д. 9 Клиника ООО «Центромед»