Психоаналитический психотерапевт •
Клинический психолог • сексолог
Тверь, пр-кт Чайковского, д. 9

Отцы и дети: истоки взаимопонимания

Отцы и дети: истоки взаимопонимания
Корзухин А.И. Возвращение из города.1870.

Сейчас чуть ли не каждый первый, рассуждая о психологических проблемах, обращается к тому, что «они все из детства». Такое нередко происходит на приеме у психотерапевта: «У меня есть проблемы. Я знаю, что они из моего детства. Исправьте это».

Отмечу, что так широко экстраполированные слова одного известного психоаналитика изначально использовались в другом контексте и так однозначно понимаемы быть не могут, поскольку помимо детской истории у любого взрослого человека есть история всей следующей жизни, которая тоже вносит ощутимый вклад в формирование тех или иных психологических проблем. Но в целом, конечно, взаимоотношения с близкими людьми, а конкретно, родительскими фигурами в детстве оказывает существенное влияние на формирование установок ко всем последующим отношениям. Зная это, отмечая ошибки, которые могут происходить внутри детско-родительского взаимодействия, оценивая  негативные стороны  определенных типов взаимоотношений, можно исправить их уже в самом начале, не давая сформироваться психологическим искажениям восприятия, заниженной самооценке, установке на заведомо патологические отношения и проч. 

Такой подход не только поможет находить более конструктивные здоровые способы воспитания детей, но и посмотреть на свою собственную детскую историю с другой стороны, понять что-то про себя.  Без помощи специалиста-психолога  не каждый может разобраться со своими детскими чувствами, но, имея определенные знания, гораздо легче разбираться в вопросах воспитания уже своих детей.

В этой публикации рассмотрим патологические модели семейного воспитания:

- гиперопека. Характеризуется созданием для ребенка особых «тепличных» условий, в которых ребенку не приходится преодолевать какие-либо трудности. Все вокруг делают за него. В таком случае очень сильно ограничиваются возможности для развития ребенка не только в социальном, но даже в физическом плане иногда, ведь понимание родителей о возможностях ребенка исключительно их понимание, и зачастую не соответствует действительным возможностям ребенка. «Да что вы?  Он у нас такой слабенький/ не сможет это решить-решим за него/ не найдет себе работу-мы будем кормить…». В итоге у ребенка подавляется инициатива к какой-либо деятельности, он все время ждет, что за него кто-то что-то сделает, что приводит к категорически неуспешному социальному взаимодействию, начиная со школы и заканчивая неудавшейся карьерой.

- симбиоз представляет собой слияние родителей (чаще одного из них) с ребенком. Это похожий с предыдущим вариантом тип воспитания, при котором родитель полностью «растворяется» в ребенке, не только ограждая его от всех возможных препятствий и сложностей, но и отрицая себя как отдельную от ребенка личность, отказываясь от карьеры, своих интересов, желаний и стремлений. В результате выросший в такой атмосфере ребенок очень эгоистичен по отношению к окружающим, ожидает безусловной любви и поклонения от всех, что вряд ли возможно встретить в реальности.

- противоречивое воспитание  бывает, когда родители не имеют единой позиции в отношении ребенка: один считает, что нужно воспитывать так, а другой, что этак. Это приводит к противоречивым требованиям к ребенку, в результате чего он либо не понимает, как ему себя вести в конкретной ситуации, чьи требования выполнять, либо ведет себя манипулятивно и двулично в зависимости от того, какую выгоду может получить от кого из родителей. Стоит ли отмечать, что, уже начиная с детского коллектива,  у ребенка возникают проблемы в общении со сверстниками?

-воспитание по типу повышенной моральной ответственности  отражается в постоянном возложении на ребенка обязанностей и ответственности, которые не соответствуют уровню психологического развития ребенка. Это приводит к постоянному перенапряжению нервной системы, к которому добавляется заниженная самооценка, формирующаяся в результате постоянных укоров и осуждений со стороны родителей за то, что он такой «неидеальный». Во  взрослом возрасте это может проявляться тенденцией к постоянному самообвинению.

-авторитарная гиперсоциализация встречается в случаях, когда родители успешны и имеют высокий социальный статус. Пытаясь на основе этого путем авторитарных усилий развить у ребенка социальные навыки, не соответствующие его возрасту, такие родители часто переоценивают возможности своего ребенка и в пубертате сталкиваются с резким негативизмом и отрицанием подобной модели со стороны детей, которые категорически не хотят поддерживать такой стиль поведения.

- противоположная предыдущей модель – «маленький неудачник» - проявляется в приписывании родителями ребенку социальной несостоятельности из-за их уверенности в том, что он никогда не добьется успеха. Родители в этом случае испытывают чувство стыда за неуспешность своего ребенка, тут же передавая его ребенку: « Ну что ты у нас такой непутевый? Толку из тебя точно никакого не выйдет! Ничего-то ты нормально сделать не можешь!»

- еще одна модель неуспешности, но с «оправданием» - воспитание в культе болезни. Нередко эта модель передается из поколения в поколение, когда родители делают болезнь центром внимания всей семьи. Мнительность, страхи, фобии беспокоят нередко и самих родителей, которые  формируют у ребенка представление о нем как о слабом, неспособном и вынужденном всегда подчиняться обстоятельствам человеке, даже тогда, когда этих обстоятельств в реальности и нет. Такой ребенок, а впоследствии и взрослый,  склонен скорее отказаться от решения проблемы, чем предпринять что-то.

- гипоопека в наши дни может встречаться не только в семьях с низким социальным статусом, где родители в силу особых причин (алкоголизм, наркомания и тп.) практически не ухаживают за ребенком, за соблюдением им режима дня, питанием, опрятностью одежды, выполнением школьных заданий и тп., не говоря уже о теплом родительском общении с ребенком. Такой вариант может встречаться и в семьях с достаточно неплохим материальным положением, но родители постоянно на работе, а ребенок предоставлен сам себе, контакт с ним родители просто не поддерживают, нередко откупаясь, «чтобы не приставал». Опасностью здесь является возможный разрыв отношений с семьей, девиантное поведение подростков.

- неявным вариантом отказа от общения с ребенком родителей является эмоциональное отвержение, когда при формальном исполнении родительских функций по обеспечению жизнедеятельности ребенка они не включаются с ним  в эмоциональное взаимодействие. Чем раньше это происходит, тем серьезнее дефект психики ребенка, вплоть до задержки развития в самых крайних случаях. Чаще всего такая воспитательная модель приводит к формированию ненадежной привязанности, что в дальнейшем не дает этому уже выросшему ребенку построить гармоничные супружеские, дружеские или другие отношения.

Перечисленные мною возможные варианты семейного воспитания являются лишь наброском, очерчивающим  область возможных нарушений и психологических проблем, с которыми может человек столкнуться в результате использования родителями патологического стиля воспитания, и не является категоричным заявлением, что «если так, то будет так», поскольку на формирование личности оказывает влияние еще множество других факторов.  Однако, возможно, на какие-то свои вопросы читатель смог найти ответ в этой статье.

© Галимская Е.В. , 2020.

Запишитесь на консультацию прямо сейчас!

Оставьте свои контактные данные, и я свяжусь с вами

Записаться
Родительские установки

Родительские установки

С рождением ребенка родители автоматически приобретают статус жизненно важных фигур для него. С самого начала ребенок зависит от них  физически, а кроме этого испытывает постоянную потребность в их любви и одобрении. Родители являются теми людьми, на чьем примере, по чьему подобию ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром.

Маскированная депрессия

Маскированная депрессия

Маскированная депрессия (она же ларвированная депрессия) — это патологический депрессивный синдром, протекающий в скрытой  форме. Характерные для депрессии симптомы настолько невыражены, что пациент и его близкие никак не могут заподозрить наличие у него этого состояния.

Рекомендую почитать

Рекомендую почитать

Не единожды в своей практике я слышала запрос от клиентов на рекомендации им литературы. Причем цель многих из них была не только познавательная, люди искали способы самопознания для продолжения работы над своим личностным развитием, а также способы самоподдержки тогда, когда невозможно по определенным причинам продолжать терапию.

Психоаналитический психотерапевт •
Клинический психолог • сексолог
Напишите мне в соцсетях, позвоните или отправьте email, и мы найдем решение вашей проблемы
Тверь, пр-кт Чайковского, д. 9 Клиника ООО «Центромед»