Клинический психолог •
Сексолог • Психоаналитик
Тверь, пр-кт Чайковского, д. 9

Спать или не спать: вот в чём вопрос (к дискуссии о методе Фербера)

Спать или не спать: вот в чём вопрос (к дискуссии о методе Фербера)
Бенвенуто Тизи. Спящий младенец Иисус. Ок. 1550 г.

Для многих, если не для всех молодых мам очень важен вопрос: спать ли с ребенком в одной кровати или он должен спать отдельно? Особенно актуален он стал в последние лет 20 по причине роста интереса к естественному родительству и грудному вскармливанию. При этом акцент делается на то, что совместный сон с малышом часто очень изматывает мать физически и морально. На волне дискуссий по этому вопросу американский сомнолог Ричард Фербер в 1985г. Опубликовал свою книгу: «Сон ребенка.Решение всех проблем». В этой статье хочется отразить некоторые аспекты данного вопроса.

Для начала кратко охарактеризуем методику Р.Фербера. Автор утверждает, что часть детей, которые не могут самотстоятельно заснуть и спать без родителей, находится в психологической зависимости от их присутствия, следовательно, если избавить их от этой зависимости, дети будут долго и спокойно спать, не обременяя своих родителей ночными капризами. Для исполнения сего автор предлагает методику научения самостоятельному засыпанию. Она заключается в оставлении ребенка одного перед сном или в момент ночных просыпаний для самостоятельного успокоения. Начинается «обучение» с интервалов по 3-5 минут самостоятельного пребывания (малыш в это время капризничает) и до 20-30 минут в конце , вплоть до полного самостоятельного засыпания. На неискушенный русский взгляд столь «изыканная» заокеанская методика может вполне быть выражена словами наших бабушек: «наплачется-сам успокоится». Ведь именно в этом и состояит суть метода: ребенок, оставленный один (особенно, если он уже привык засыпать с мамой или на руках), начинает плакать, а родитель (обычно мама) хладнокровно разворачиавется и уходит в другую комнату вне поля зрения малыша и, стоя с часами, засекает время, «когда будет достаточно». Что имеем в результате? Вот что: ребенок в большинстве случаев рано или поздно, действительно, научится обходиться без помощи родителя и спать один, но какой ценой достигается этот результат? С виду кажется: чего особого? Поплакал несколько дней и научился. Но так ли все просто?

Давайте рассмотрим процессы, протекающие в мозге и психике ребенка при подобном обучении. Итак:

-во-первых, что такое плач ребенка? Это привлечение внимания, призыв о помощи, сигнал родителю о том, что «ты мне нужен». Зачем нужен такой сигнал? Он сформировался филогенетически в течение тысячелетий и способствовал сохранению человеческого вида (ведь младенец рождается совершенно беспомощным, и без заботы родителей не может существовать). В момент плача усиливается связь между малышом и мамой, она подсознательно стремится удовлетворить желания малыша, дабы сохранить вид, а сознательно – из чувств любви и нежности к своему чаду. При этом помимо психических процессов очень важны чисто физиологические: плач- стрессовая реакция, при этом надпочечниками вырабатывается гормон стресса –кортизол, который в небольших количествах не наносит вреда ни взрослому (находящемуся в стрессе) ни ребенку, НО когда кортизола вырабатывается слишком много (например, при длительном частом плаче ребенка, вызванном отказом в удовлетворении его потребностей в пище, уходе и внимании), он действует разрушительно. А что касается психики,то ее вместилище, как известно,мозг. Так вот этот самый кортизол негативно отражается на развитии нейронов головного мозга.

Кстати, у матери, вынужденной терпеть, «пока ребенок наплачется», кортизола выделяется тоже много, а это не только приводит к негативному эмоциональному фону, но и напрямую влияет на выработку пролактина-гормона, отвечающего за лактацию. Так что неудивительно, что молока у такой мамочки станет гораздо меньше, если не пропадет совсем.

- во-вторых, в момент рождения при первом контакте матери и младенца совершается, так называемый, импринтинг-запечатлевание. Это сохранение в глубоких мозговых центрах целостного образа матери (у младенца, и младенца – у матери). Ученые доказали существование особого белка в мозге человека, отвечающего за импринтинг. Поэтому у прочной связи матери и младенца есть опять же физиологическая подоплека.

В виду этого, с момента появления на свет у малыша возникает базовое тотальное доверие к матери как к источнику необходимых для жизни благ: безопасности, пищи, тепла и уюта. Поэтому если вдруг в какой-то момент так необходимая для существования мама (младенцы все воспринимают генерализованно, у них нет оттенков: «либо сыт, либо смерть») вдруг отказывает в заботе и ласке и отстраняется, то ребенок ощущает это как угрозу всему своему существованию. Часть детей, возможно более сильных и темпераментных, будут бороться (плакать) дольше, а кто-то успокоится раньше, но это вовсе не значит, что они не переживают и что это не наложило отпечаток на формирование их психики.

-в третьих, ведущими психоаналитиками ХХ века, изучавшими психику детей (Д.Винникот,М.Кляйн, У.Бийон, К.Хорни, О.Ранк, А.Фрейд, Р.Шпиц, Дж.Боулби и др.), доказано существование прочной материнско-младенческой связи –диады, от развития отношений в которой зависит последующее формирование привязанности в течение всей жизни ребенка, которое отвечает не только за становление близких отношений, но и влияет на развитие личности ребенка в целоми.

- в-четвертых, методика обучения по Р.Ферберу вполне напоминает дрессуру: родитель добивается определенного поведения через сопротивление ребенка, за исключением лишь, что животное получает угощение сразу после выполнения задания, а ребенок, возможно, потом получит выспанного родителя в более благоприятном расположении духа. Вопрос: эта методика точно про детей???

- в-пятых, что ставится во главу угла при использовании данной методики? Спокойный, длительный сон мамы? … Уверены, что после таких упражнений мама будет спать спокойно? У нее ничего «внутри не шевельнется»?... Что важнее маме начать высыпаться на несколько месяцев раньше (потому как ребенок рано или поздно все равно сам научится спать спокойно), чем это задумано природой конкретного малыша или безусловная любовь, привязанность и тепло к нему?

Выводы, которые можно сделать из вышесказанного:

- потребность ребенка в защите и уходе является базовой, и он путем плача пытается привлечь родителей к ее удовлетворению, следовательно;

- любой достаточно хороший родитель стремится к удовлетворению потребностей своего малыша, не взирая на посторонние советы типа « наплачется-уснет».

- потребность младенца в тесном телесном контакте (ношении на руках, сне рядом) является временной и отражает начальный этап развития ребенка;

- эта потребность является «насыщаемой», то есть: чем больше телесного контакта будет у малыша с мамой днем и чем чаще она будет откликаться на призыв к этому ночью, тем скорее ребенок «насытится» материнским теплом (говоря психоаналитическим языком, у него просто сформируется подсознательная уверенность, что мама в любой момент придет на выручку, и эта уверенность не будет требовать частого подкрепления) и тем меньше будет требовать такого внимания, а следовательно, и сон будет более спокойным.

В заключение еще немного о физиологии сна. Для ребенка вообще нормально часто просыпаться и сложно засыпать. Это обусловлено тем, что фаза поверхностного сна (когда человек может проснуться от жужжания пролетающей мухи) у детей до 6 месяцев длится 80% всего времени сна, у детей до 2 лет – 50%, а у взрослого -20%. И это хорошо, так как согласно исследованиям Д.Винникота, именно во время поверхностного сна идет активное развитие мозговых нейронов.

Разумеется, есть масса безопасных способов сделать все-таки сон малыша более спокойным и длительным. Все они связаны с особенностями обстановки и режима, а также кормления ребенка. Рассмотрим их в другой публикации.

Главное, понять, что удовлетворение потребности нахождения рядом с мамой во время сна крайне важно для психики и здоровья младенца, и не стоит лишать ни его ни себя этого. Ваш малыш вырастет и никогда уже с этим ребенком вы не сможете вернуть то блаженное состояние нежной близости. Любите своих детей!

© Галимская Е.В. , 2017.

Запишитесь на консультацию прямо сейчас!

Оставьте свои контактные данные, и я свяжусь с вами

Записаться
Родительские установки

Родительские установки

С рождением ребенка родители автоматически приобретают статус жизненно важных фигур для него. С самого начала ребенок зависит от них  физически, а кроме этого испытывает постоянную потребность в их любви и одобрении. Родители являются теми людьми, на чьем примере, по чьему подобию ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром.

Маскированная депрессия

Маскированная депрессия

Маскированная депрессия (она же ларвированная депрессия) — это патологический депрессивный синдром, протекающий в скрытой  форме. Характерные для депрессии симптомы настолько невыражены, что пациент и его близкие никак не могут заподозрить наличие у него этого состояния.

Отцы и дети: истоки взаимопонимания

Отцы и дети: истоки взаимопонимания

Сейчас чуть ли не каждый первый, рассуждая о психологических проблемах, обращается к тому, что «они все из детства». Такое нередко происходит на приеме у психотерапевта: «У меня есть проблемы. Я знаю, что они из моего детства. Исправьте это».

Клинический психолог •
Сексолог • Психоаналитик
Напишите мне в соцсетях, позвоните или отправьте email, и мы найдем решение вашей проблемы
Тверь, пр-кт Чайковского, д. 9 Клиника ООО «Центромед»